Open
Close

Грибы рассказать детям в саду. Конспект занятия «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с грибами

Направление «Познавательно – речевое развитие» Образовательные области: (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)

Дети входят в группу и садятся за стол.

Воспитатель: Дети, сядьте прямо, прислонитесь к спинке стула.

Восп.: Кто мне скажет какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Восп.: Правильно. Время года – осень. А какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп.: Правильно. Это - сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп.: А какой сейчас осенний месяц?

Дети: Октябрь.

Восп.: Молодцы. Октябрь – очень красивый месяц.

Восп.: А как вы думаете, почему он красивый? (ответы детей)

Восп.: Правильно. Потому, что начинается листопад. Солнышко еще светит, и листья кажутся золотыми.

Восп.: Многие поэты тоже писали об осени. Восхваляли ее красоту. Давайте почитаем стихотворения об осени. (Дети читают стихотворения).

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Восп.: Молодцы! Очень красивые стихи.

Восп.: А давайте вспомним, куда вы осенью часто ходили с родителями? (ответы детей)

Восп.: А сейчас послушайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – провезло!

Дети: Гриб.

Восп.: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)

Восп.: Названия каких грибов вы знаете? (ответы детей)

Восп.: Молодцы, вы знаете очень много грибов.

А какие грибы собирали вы? (ответы детей)

Восп.: В лесу много знакомых грибов, но немало и тех, которые мы не знаем. Незнакомые грибы собирать нельзя, среди них могут оказаться и ядовитые.

Назовите грибы, которые нельзя есть. (ответы детей)

Восп.: Правильно. Мухомор, бледная поганка, зеленая поганка, желчный гриб.

Восп.: Есть немало пословиц и поговорок о грибах. Какие вы знаете пословицы?

1-ый реб.: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут».

2-ой реб.: «Мухомор красен, да для здоровья опасен».

Восп.: Молодцы. А сейчас посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достает корзину)

Сейчас я буду доставать из корзины грибы, а вы будете их называть. Посмотрите. что это за гриб?

Дети: Масленок.

Восп.: Правильно, а кто может рассказать о маслятах, где они растут?

1-ый реб. Маслята очень любя расти под сосновыми деревьями, они растут целыми семьями, их бывает очень много. У масленка светлая ножка и коричневая липкая шляпка, которая снизу закрывается юбочкой. Это съедобный гриб. (прикрепляет гриб на магнитную доску)

Восп.: Молодец! А как называется следующий гриб?

Дети: Опята.

Восп.: Правильно. Кто нам расскажет об опятах?

2-ой реб.: Опята растут в лесу на пеньках. С одного пенька целую корзину можно насобирать. У опят длинные ножки и круглые шляпки. А еще опята бывают

луговые, они растут в траве. (прикрепляет гриб на доску)

Восп.: Какой следующий гриб?

Дети: Это белый гриб.

Восп.: Верно. Расскажите о нем.

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью,

Мудрый бородач – старик,

Житель леса боровик.

Это очень красивый гриб, его называют царем всех грибов. У него толстая ножка и красивая темная шляпка. (прикрепляет гриб на доску)

Восп.: Молодец. Следующий гриб из корзинки. Что это за гриб?

Дети: Подосиновик.

Восп.: Кто может рассказать о подосиновике?

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту,

Зовусь я подосиновик.

Он растет в лесу, под осинками. Очень красивый гриб, с ярко оранжевой шляпкой.

Этот гриб – съедобный. (прикрепляет гриб на доску)

Восп.: Молодец! Достает мухомор. А это что за красавец?

Дети: Мухомор.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый мухомор.

Этот гриб есть нельзя. Хотя он очень красивый.

Восп.: Правильно. Мухомор опасный для здоровья гриб. Молодец! А теперь соберем все съедобные грибы в корзину. (Дети встают около стульев)

Восп.: А вы хотите нарисовать грибы, тогда подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Корзинка» .

Раз, два, три, четыре, пять

Грибы будем собирать

(Сжимают и разжимают пальцы)

На пенечке,

(Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)

Возле кочки,

Под осинкой,

Под сосенкой,

Под березкой

Гриб найдем,

(сжимают и разжимают кулачки)

И в корзиночку кладем.

Восп.: Молодцы. Садитесь на места.

Посмотрите, перед вами лежит альбомный лист, смятая бумага, фломастеры и гуашь. Сейчас мы будем рисовать грибы – опята. Они растут целыми семейками,

их много. Поэтому, рисовать мы будем сразу пять опят. (Демонстрация воспитателя) Обрисуем коричневым фломастером свою ладошку. Это будут ножки у опят.

Затем, над каждой ножкой смятой бумагой нарисуем эскиз шляпки, делая примакивание. (Демонстрация воспитателя) Затем, возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте траву. (Демонстрация воспитателя)

Восп.: Но, посмотрите, шляпки опят у нас получились расплывчатые, поэтому мы промокнем палец в коричневую краску и подрисуем контур у шляпок.

(Демонстрация воспитателя)

Восп.: После выполнения работ, вытираем пальцы влажной салфеткой. Дети приступают к работе. Звучит музыка. Готовые работы воспитатель выкладывает на стол.

Восп.: Посмотрите, сколько красивых опят у нас получилось. А кто вспомнит стихотворение про грибы – опята?

Сбились в стайку, как цыплята,

Возле пня грибы – опята.

Вот какая возле пня

Собралась в лесу родня.

Восп.: Молодец! Мне очень понравились ваши работы, выполнены они аккуратно, у всех получились красивые грибы с интересными ножками и оригинальными шляпками.

Восп.: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Знаете много названий грибов, какие они – съедобные или нет. И в следующий раз, когда вы пойдете в лес то уже будете знать, какие грибы можно класть в корзинку, а какие – нет.

На этом наше с вами занятие закончилось. Вы все молодцы!

Нравится 2 Плохо 0

Разработка конспекта занятия для обучающихся образовательного объединения «Знакомые незнакомцы»

Цель:

1. Р асширения знаний учащихся о грибах и их разнообразии .

Задачи:

1. Ознакомить со съедобными и ядовитыми грибами.

2. Создать условия для развития познавательного интереса посредством сообщения новых знаний.

3. Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

4. Развивать практические навыки при работе с микроскопом.

5. Воспитывать ответственное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование: ИКТ (презентация), муляжи грибов и овощей, шаблоны грибов из цветного катрана, костюм Красной Шапочки, плакат с маршрутом путешествия.

Ход занятия:

Педагог. Здравствуйте, ребята!

Мы сегодня собрались с вами на очередное занятие. Чему мы его посвятим, вы сейчас узнаете.

Чтобы тему занятия узнать,
Надо подумать и расшифровать.

У меня в руках буквы, при помощи которых нужно составить слово. Какое слово получится при составлении, такая и тема нашего занятия.

(Определение темы занятия)

Педагог. Тема нашего занятия – «Грибы». Как вы думаете, что такое гриб? Из чего состоит гриб?

Что мы обычно называем грибом – это его плодовое тело. Сам гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых нитей – грибниц. Они оплетают корни дерева, поселяются на пнях. Поэтому грибы нельзя вырывать, их аккуратно срезают ножом. В нижней части шляпки образуются споры, которые дают развитие новым грибницам. Грибница состоит из грибных нитей, а плодовое тело из шляпки и ножки.

Грибы - при этом слове мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, яркие красноголовые осиновики, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-зеленые рыжики. Но это лишь малая часть огромного грибного мира, который является большой группой растительных организмов. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Грибы находят широкое применение в производстве хлеба, пива, сыра, кефира и других продуктов питания. В настоящее время известно и описано около 1 000 000 видов грибов, которые делятся на множество групп.

Педагог. Чтобы лучше познакомится с грибами, сейчас мы вместе с Красной Шапочкой отправимся в путешествие в «Грибное королевство». Итак, закрыли глаза и под звуки веселой музыки отправляемся в «Грибное королевство».

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушали вы,
Пусть подкрадётся к самому сердцу,
И зародится в нём зерно доброты.

В одном селении жила была девочка. На день рождение девочки бабушка подарила красную шапочку, и с тех пор девочку стали называть Красной Шапочкой.

Однажды пошла Красная Шапочка в лес, погулять и увидела столб-указатель с направлениями дорог. Один указатель указывал направо пойдешь – к Бабе-Яге угодишь, другой – прямо пойдешь – грибов наберешь. Красная Шапочка пошла прямо, и пришла в рощу, где растут деревья и кустарники.

Ребята, как вы думаете, какие деревья и кустарники растут в нашем лесу?

(Рассматривание деревьев)

Неподалеку от рощи, Красная Шапочка увидела прекрасную полянку. На этой полянке росли грибы.

Какие грибы росли на полянке?

(Работа с муляжами)

Груздь. Этот гриб растет семьями в березовых и смешанных лесах с богатой лиственной подстилкой. Шляпка белого груздя плотная, воронкообразная, пушистая, с лохматыми завернутыми вниз краями. Низ шляпки белый, ножка короткая, толстая.

Лисичка. «Лисичка-сестричка» - так называют иногда этот гриб. «Лисичкой» - за ярко-рыжую окраску, заставляющую вспомнить меховой лисий наряд. «Сестричкой» - за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Имеет шляпку размером 3-10 см, в виде вывернутого зонтика или воронки; ножка почти срастается со шляпкой. Главная ценность лисички в том, что этот гриб почти никогда не бывает червивым.

Шампиньон. Этот гриб мы называем по-французски, а в переводе это означает просто – «гриб». Шляпка – полушаровидная, затем плосковыпуклая, белая или слегка буроватая, шелковистая, диаметром 5 – 10 см. Ножка – невысока, прямая, ровная. В отличие от всех грибов, шампиньоны растут на перегнойной почве, на навозных и мусорных кучах в огородах, на лугах и у дорог. Шампиньоны обладают лечебными свойствами. Сок шампиньонов можно применять для борьбы с бактериями. Известно, что при эпидемиях брюшного тифа, люди, которые постоянно питались этими грибами, как правило, не заболевали этой болезнью.

Рыжик. Свое название он получил из-за яркой огненной шляпки. Она мясистая, с волнистыми, слегка завернутыми внутрь краями. У молодых рыжиков шляпки напоминают аккуратные выпуклые пуговки, со временем они приобретают воронковидную форму. Диаметр шляпки до 15 см. С внутренней стороны шляпки имеются оранжевые частые пластинки . Кожица у шляпки гладенькая, липкая. В разрезе мякоть имеет оранжевый цвет, но окисляясь, становится зеленой. Еще одна характерная особенность - густой млечный сок.

Ребята, давайте еще раз повторим названия грибов, которые нашла Красная Шапочка на полянке. Я вам буду показывать грибы, а вы скажите их название.

Педагог . Все эти грибы пластинчатые, потому что у них на обратной стороне шляпки располагаются тонкие пластинки, которые расходятся лучами от основания ножки к краям шляпки.

Полюбовалась Красная Шапочка грибами и отправилась дальше. Шла она, шла и отправилась в сосновый бор и увидела под старыми иголками гриб.

(Работа с муляжом)

Ребята, как называется эти гриб? Правильно - масленок.

Масленок . Для маслят характерна гладкая, клейкая или слегка слизистая шляпка, темно-коричневого или шоколадного цвета. Реже встречаются желто-коричневая или буровато-оливковая шляпка. Хорошо развитое частное покрывало, трубочки желтые. Ножка у масленка цилиндрическая, короткая, с пленчатым кольцом. Плодоносит он в июле - сентябре, часто большими группами.

Педагог. Послушайте, ребята, кто-то стучится. Отгадайте загадку:

С ветки на ветку

Быстренький, как мяч.

Прыгает по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол, и в дупло убежал. (Белка)

Педагог. Чем питается белка? Что она заготавливает на зиму? Посмотрите, какие грибы заготовила белка.

(На маршруте изображено дерево с белкой, на ветках – контур грибов, по которым необходимо определить грибы)

Педагог. Ребята, как вы думаете, почему названия многих грибов связано с названием определенных деревьев: подберезовик, подосиновик?

Подберезовик. Шляпка у гриба выпуклая, серая, чаще серо-буроватая, иногда черная. Из-за такой окраски этот гриб называют в народе - бабка, серый гриб и черныш.

Подосиновик. Называют этот гриб по-разному: красный, краснушка, красноголовик. Шляпка у подосиновика достигает 20 см, сначала полушаровидная, потом более плоская. Окраска варьирует от красной и красно-коричневой до беловато-коричневой или белой. Трубочки грязно-белые, кремовые или сероватые. Ножка цилиндрическая или расширяющаяся к основанию, покрытая волокнистыми чешуйками. Мякоть на разрезе синеет, позднее чернеет, у некоторых видов она становится красноватого или фиолетового цвета.

Педагог. Наша белочка на зиму заготовила следующие грибы: маслята, подберезовик, подосиновик. У всех этих грибов оборотная сторона шляпки состоит из отдельных тонких нитей, образующих губчатую массу шляпки.

Красная Шапочка, минуя сосновый бор, отправилась прямо по тропинке. На пути ей повстречался ….

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной.

Кто повстречался на пути Красной Шапочки? (Еж) Ежик нес на своей колючей шубке грибы. Какие грибы несет ежик?

(Работа с муляжами)

Белый гриб. Самый знаменитый и наиболее ценный гриб. Изредка белые грибы достигают огромных размеров. Гриб-чемпион был найден в 1961 году в Белоруссии, под Минском. Длина окружности его шляпки превышала 1м 80см. Вес таких грибов-рекордсменов порой достигает 5 – 6 кг. Шляпка белого гриба - трубчатая, подушковидная, она может достигать 20 см в диаметре. Окраска бывает самой различной и зависит от того, в каком лесу растет гриб. Если белый гриб в сосновых лесах, то окраска его шляпки – темно-коричневая, если растет в еловых лесах – бурая.

Устала Красная Шапочка, увидела пенек и присела отдохнуть. А чтобы не скучать она решила загадать вам, ребята, загадки.

1. И на горке, и под горкой

Под березкой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодых стоят. (Грибы)

2. С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте.

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает, повезло. (Гриб)

3. Не спорю – не белый

Я, братцы, попроще!

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

4. В роще у березки

Повстречались тезки. (Подберезовик)

5. Золотистые ………

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички)

6. Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой.

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (Опята)

7. На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Педагог. Про какие грибы загадала загадки Красная Шапочка? (Съедобные)

Как вы думаете, как нужно правильно собирать грибы?

(Ответы детей)

Педагог. Какие блюда можно приготовить из грибов? (Ответы детей)

Ваши готовят дома завтрак, обед, ужин. Кто-нибудь из вас помогает готовить еду своей маме?

Давайте с вами попробуем приготовить грибной суп. Перед вами муляжи овощей. Каждый из вас подойдет и положит в кастрюлю один из овощей, который необходим для приготовления грибного супа.

(Обзор содержимого кастрюли)

Молодцы, ребята! У нас получился очень вкусный и наваристый суп.

Педагог. Красная Шапочка отдохнула и отправилась дальше. Пришла она в дремучий лес, увидела избушку на курьих ножках. Кто живет в этой избушки? (Баба-Яга)

- Баба-Яга тоже готовится к зиме и сушит грибы.

Давайте посмотрим, какие грибы заготавливает на зиму Баба-Яга.

(Работа с муляжами)

Как можно назвать эти грибы? (Ядовитые)

- Эта категория грибов не пригодна для употребления в пищу, так как в плодовых телах, которых на всех стадиях их развития содержатся ядовитые вещества токсины, вызывающие отравления.

Баба-Яга готовит из ядовитых грибов ядовитые снадобья для своих темных «делишек».

Какой на ваш взгляд самый красивый гриб из ядовитых?

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шляпке ягодной

Никуда не годной. (Мухомор)

Мухомор. Шляпка до 12 см в диаметре , сначала почти шаровидная, колокольчатая, потом распростертая, в центре с широким бугорком, по краю обычно рубчатая, серо-коричневая, буроватая, кожица клейкая, с многочисленными белыми бородавками. Мухомор относится к ядовитым грибам, которые вызывают удушье, обморочное состояние, сильные расстройства желудка, изредка отмечаются смертельные случаи отравления.

Бледная поганка. Шляпка 5-15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая, от полушаровидной до плоской формы, с гладким краем и волокнистой поверхностью.

Бледная поганка – своеобразный «чемпион», самый ядовитый гриб на свете. Вероятно, и самый коварный. Дело не только в приятном грибном запахе и вкусе, но и в том, что съевший бледную поганку человек первоначально чувствует себя вполне хорошо.

Как вы думаете, нужно ли уничтожать ядовитые грибы? (Ответы детей)

Ядовитые грибы уничтожать нельзя, потому что в природе всё взаимосвязано. Если исчезнут ядовитые грибы, тогда и исчезнут насекомые, птицы, которые ими питаются. Также, ядовитые грибы просто украшают лес. Особенно красавец мухомор.

Педагог. Ребята, Красная Шапочка предлагает поиграть в игру на внимание «Съедобный, несъедобный». Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку - если гриб съедобный, несъедобный – хлопать в ладоши.

(Показываю и называю знакомые детям грибы)

Педагог. Какие правила необходимо соблюдать, когда собираешь грибы?

Я предлагаю вам самостоятельно составить правила сбора грибов. (Дети делятся на две группы и записывают правила.)

Красная Шапочка тоже оставила для вас правила сбора грибов. Давайте их зачитаем.

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

2. Не надо собирать старые съедобные грибы. В них может накопиться опасный для человека яд .

3. Нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку.

4. Грибы нужно аккуратно срезать ножом или выкручивать из земли.

Искать грибы лучше с восходом солнца, по росе или в дождь: шляпки блестят, не пестрит в глазах и не слепит солнце. Да и грибы тогда самые сочные, крепкие, душистые, или как говорят, ядреные. Чтобы сохранить свежесть грибов, собирать их лучше всего в плетенную ивовую корзину. Нельзя собирать грибы в ведра, сумки, так как грибы в них мнутся, крошатся. Воздух в такую тару не проходит, а грибы «сгорают». Срезанные грибы обычно очищают, чтобы они не грязнили корзину и соседние грибы, укладывают их шляпками вниз или боком.

О чем вам рассказывала Красная Шапочка?

Для чего необходимо это знать?

Какие вы знаете съедобные грибы?

Назовите несъедобные грибы?

Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? Почему?

Что необходимо помнить при сборе грибов?

Педагог. Сейчас, мы с вами, ребята, под микроскопом на примере плесени рассмотрим, из чего состоят грибы.

(Рассказать о значении микроскопа, изучить правила по технике безопасности при работе с микроскопом.)

Педагог.

- Ребята, наше занятие закончилась. В ам понравилось?

Спасибо за занятие!

Автор на уроке обобщает и систематизирует представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, их частях, назначении, местах их произрастания. Развивает зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение, пантомимическую и речевую выразительность.

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, их частях, назначении, местах их произрастания.
  2. Активизировать и актуализировать словарь “Грибы”.
  3. Развивать умение отгадывать загадки.
  4. Активно высказываться о музыке , используя разнообразные определения.
  5. Учить петь плавно и связно фразы на одном дыхании.
  6. Учить сочетать пение с движениями в хороводе.

Коррекционные задачи:

  1. Обогащать номинативный словарь новыми словами.
  2. Развивать общую и мелкую моторику детей.
  3. Развивать мимическую мускулатуру, артикуляционный праксис (под музыку).
  4. Развивать связную речь.
  5. Автоматизировать мягкие и твердые согласные с помощью музыкального сопровождения.
  6. Работать над удлиненным речевым выдохом.
  7. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение, пантомимическую и речевую выразительность.

Воспитательные задачи: Воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: Натуральные грибы, набор картинок по теме, дидактический материал по теме “Съедобные” и “Ядовитые” грибы, шапочки-грибочки для детей, схемы “Как правильно собирать грибы” и “Кому нужны грибы?”, магнитофон, 4 разноцветных квадрата, мольберт, ширма, шерстяные нитки, сладкие грибки для угощения.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание натуральных грибов, картинок по теме.
  2. Беседа о характерных признаках грибов.
  3. Разучивание хоровода “Грибочки”, песни И.Пономаревой “Грибничок”, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, артикуляционной гимнастики.
  4. Слушание музыки: М.Красив “Падают листья”, В. Благ “Танец”, П.Чайковский “Жаворонок”, В.Агафонников “Сани с колокольчиками”.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, в центре зала стоит гриб (приглашает учитель-логопед).

Организационный момент.

Учитель-логопед.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами пойдем на прогулку в осенний лес
– Что это? (гриб). Давайте скажем на выдохе:
– Ах, какой гриб!
– Ах, какой душистый гриб!
– Ах, какой душистый, белый гриб!
– Ах, какой душистый, белый, съедобный гриб!
– Молодцы! Вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на занятии? (О грибах.)
– Правильно. Давайте, ребята, наденем шапочки и превратимся в грибочки.

Музыкальный руководитель играет на пианино хоровод “Грибочки”. Дети и учитель-логопед танцуют и поют (“роли” распределены заранее на предыдущих занятиях) [№ 1, с.25].

1. Славно осенью в лесу, падают листочки.
На полянке у реки собрались грибочки. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

2. Мухомор хоть и сердит, и суровый очень
Танцевать он к нам спешит в золотую осень. (Выходит мухомор и топает ногой, дети топают тоже.)

3. Вот выходит боровик в шапочке нарядной,
Хоть плясать он не привык и лентяй изрядный. (Выходит “боровик” и вместе с детьми делает “пружинку”.)

4. Прибежали из-за пня рыжие лисички.
Поплясать и им пора кружатся сестрички. (Выбегают и кружатся “лисички”, дети тоже кружатся.)

5. Под березкой вырос гриб, дождиком умылся.
И на праздник он лесной в ботиках явился. (Выходит подберезовик и вместе с детьми выставляет ногу на пятку, по очереди.)

6. Замелькал среди травы красненький картузик.
Подосиновик-малыш пляшет карапузик. (Выходит ребенок и вместе с детьми “топотушки”)

7. Вот в лесу идет грибник миновал осинку. (Дети приседают и прячут лицо за ладошки.)
Ну, кого же он настиг (появляется воспитатель-грибник, одетый в плащ и резиновые сапоги, в руке – корзина с грибами) ,
кто попал в корзинку? (Дети разбегаются, а грибник ловит.)

Воспитатель-грибник.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь на ковер. Вот корзиночка стоит, очень странная на вид,

Догадайся поскорей, что в корзиночке моей? (Грибы.).

– Посмотрите, правильно. А как вы догадались, что это грибы? (Ножка, шляпка, грибница.)
– А ну-ка отгадайте, какие грибы я набрал? (Воспитатель загадывает загадки и отгаданные картинки размещает на ширме с одной стороны) :

1. Под осинкой, у тропинки, кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка
Шляпка есть, нет головы?

(Подосиновик) – показ картинки.

– Правильно. Почему это подосиновик? Как вы догадались? (Растет под осиной.)

2. Из-под елок, на пригорок вышел мальчик ростом с пальчик,
Он на тучки поглядел сразу шапочку надел
Новенькую ладную цветом шоколадную.

Какой это гриб? (Белый гриб) – показ.

– Как вы догадались? (Растет под елками, шляпка коричневого цвета.)

3. Серые шапки, рябенькие ножки под березою растут,
Как их зовут?

(Подберезовики) – показ.

– Как вы догадались? (Шляпка серого цвета, растут под березою.)

4. После дождика подружки поселились на опушке
Шляпки разноцветные, самые приметные.
Что это за подружки?

(Сыроежки) – показ.

– Объясните, почему это сыроежки? (Растут на опушках, кучками, шляпки разного цвета.)

5. Наши шляпки, как колечки
Как колечки, волн на речке
Сыроежек мы подружки, а зовут нас грибы…..(волнушки) – показ

– Как вы догадались? (Объяснения детей.)

6. Под опавшие листочки дружно спрятались грибочки
Очень хитрые сестрички эти желтые……(лисички) – показ

– Как вы догадались? (Объяснения детей.)
– А сейчас я буду просто показывать картинки, а вы называйте грибы и объясняйте, как вы догадались? (Масленок, груздь, шампиньон.)
– Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. Назовите одним словом, что это за грибы? (Съедобные.)

Грибник кашляет…..

Учитель-логопед (выходит)

– Что с тобой случилось, грибник? Надо твоему голосу помочь. Поможем, ребята? (Да.) Вставайте.

МУ-МА-МИ
ЛЮ-ЛА-ЛИ
НУ-НА-НИ

(Пропевание на эти слоги помогает устранять гнусавость голоса и способствует его звонкости.)

Артикуляционная гимнастика с музыкой “ Улыбка”.

[№ 2, с.8] (проводит учитель-логопед).

1–4 такты – “Улыбка” – растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы.

Вернуть губы в исходное положение.

5–8 такты – “Заборчик” – улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.

9–12 такты – “Трубочка” – вытянуть губы вперед трубочкой.

12–16 такты – “Лопаточка” – улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу.

17–21такты – “Накажем непослушный язычок” – широкий и спокойный язык пошлепать губами 5-6 раз (па).

21–14 такты – “Лопаточка”.

28–32 такты – “Иголочка” – рот широко открыт, показать узенький язычок.

32–36 такты – “Накажем непослушный язычок”

– Ну, грибник, помогли мы тебе – появился у тебя голос, размялся твой язычок? (Да.)

Грибник.

– Посмотрите, ребята, ко мне в корзину попали и другие грибы, если их не найти, может случиться беда. Отгадайте, что это за грибы?

1. Хоть наряден он на вид и красив, но ядовит
Словно красный светофор, в красной шляпе….(мухомор) – показ картинки.

– Как вы догадались? (Ответы детей.)

2.Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это на полянке ядовитые ……(поганки) – показ.

– Как вы догадались? (Ответы детей.)

Показ картинок несъедобных грибов (ложный опенок, свинушка, пантерный мухомор) – все картинки прикрепляются ко второй половине ширмы.

– Какие это грибы? (Несъедобные, ядовитые.)
– Молодцы! Мы хорошо потрудились, правильно собрали грибы и теперь в моей корзине лежат только съедобные грибы.
– А теперь давайте внимательно посмотрим на гриб. Вы мне сказали, что у гриба есть ножка и шляпка, а что мы видим снизу шляпки? (Пластинки, дырочки, трубочки.)
– Верно, в пластинках, трубочках созревают очень маленькие, невидимые глазом споры – семена.
– Ходили в лес за грибами с родителями или с бабушками, дедушками? (Да.)
– А, вы, знаете, как правильно собирать грибы? (Срезать ножом, не рвать руками, не брать ядовитые, класть аккуратно в корзину.)
– Сейчас проверим (на мольберт выставляется схематичный рисунок “Как правильно собирать грибы” – см. Приложение 2 ). Проверяем, ребята, все вы правильно назвали?
– Скажите, а кому нужны грибы? (Грибы едят лоси, белки, птицы, ежи, слизни, улитки, лягушки, человек.) Проверим (схема “Кому нужны грибы?” – см. Приложение 1 ).
– А человек как использует грибы? (Варит суп, жарит, сушит, консервирует.)
– Молодцы все знаете.

Учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем.

– В какое время года собирают грибы? (Осенью.)

Звучит песня (муз. руководитель играет на пианино) – М.Красева “Падают листья”

– Ребята, какое время года вы можете себе представить, когда звучит эта музыка? (Осень.)
– Что осенью происходит? (Опадают листья, птицы улетают на юг, дождик моросит, ….)
– Какая музыка по характеру? (Грустная, печальная,..)
– Каким цветом мы можем обозначить осень? (Желтым.) Почему? (Листья желтые, трава желтеет, в народе говорят – “золотая осень”.)

Учитель-логопед показывает желтый квадрат – осень.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Жаворонок” (Грамзапись).

– Какое время года вы сейчас представляете? (Весну.)
– Какая музыка по характеру? (Ответы детей.)
– Как вы догадались? (Ручейки бегут, журчат, птицы прилетают и поют,…)
– Каким цветом обозначим весну? (Зеленым.) Почему? (Весной все зеленеет.)

Учитель-логопед показывает зеленый квадрат.

Звучит музыка В.Агафонникова “Сани с колокольчиками”

– Скажите, ребята, какое время года вы себе можете представить, слушая эту музыку? (Зиму.) Почему? (Метель метет, снег падает, дети с горки катаются,…)
– Каким цветом можно обозначить зиму? (Белым.) Почему? (Ответы детей.)

Учитель-логопед показывает белый квадрат.

Звучит песня В.Блага “Танец”

– Ребята, какое это время года? (Лето.) Как вы догадались? (Насекомые “танцуют, веселятся”, а такое бывает только летом.) Какая музыка по характеру? (Ответы детей.)
– Каким цветом мы обозначим лето? (Красным.) Почему? (В народе лето называют “лето красное”.)

Учитель-логопед показывает красный квадрат.

– Мы поиграем в игру “Времена года”.

Учитель-логопед раскладывает 4 квадрата по углам ковра, а в центре разбросаны сюжетные картинки по теме “Времена года”.

– Слушайте задание (4-х ступенчатая инструкция): пока играет музыка, вы бегаете вокруг ковра, закончилась музыка, вы берете любую картинку, смотрите, к какому времени года она относится, кладете на соответствующий квадрат, встаете около этого квадрата.

Учитель-логопед и воспитатель проверяют правильность выполнения задания.

– Молодцы!

Грибник.

– Мне так понравились ваша игра. Я тоже люблю быть с народом, играть в народные игры. А еще я знаю народные названия грибов и сейчас об этом расскажу (дети встают возле мольберта).
– Этот гриб называется…подосиновик. У него есть и другие названия – “челдыш”, “красноголовик”, “абабок”, “казарушка”.
– Этот гриб…подберезовик – “бабка”, “серый гриб”, “черныш”. Как вы думаете, почему его так именно называли? (За темную шляпку.)
Белый гриб – “беловик”, “глухарь”, “коровка”, “пичура”.
Волнушка – “волжанка”, “волнянка”.
Масленок – “маслуха”, “маслюк”, “чалыш”.
– Смешные названия правда, ребята.

Музыкальный руководитель.

– Уважаемый грибник, я думаю, что ребятам было очень интересно с вами играть и заниматься. И специально для вас мы выучили песню, которая так и называется – “Грибничок”. (Дети исполняют песню И.Пономаревой “Грибничок”.)

Учитель-логопед.

– Что мы сегодня повторили на занятии? (Ответы детей.)
– Что нового узнали? (Ответы детей.)
– Давайте грибничку сделаем сюрприз, выложим из цветных шерстяных ниток грибную полянку (дети выкладывают на ковре).

Грибник отгадывает, какие грибы дети выложили.

– Приходи к нам, Грибничок, у тебя всегда будет полная корзина грибов.

Грибник угощает детей сладкими “грибками”.

Использованная литература:

  1. Смирнова. И. Г. Учебно-методический и литературно-музыкальный журнал “Колокольчик” № 34 – 2005 г. Санкт-Петербург, ЗАО Репрография, 2005 г.
  2. Овчинникова.Т.Н. Рабочая тетрадь № 1 к учебно-методическому пособию “Пение и логопедия”. С-Петербург, “Союз художников”, 2005 г.
  3. Анисимова Г.И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. Санкт-Петербург, “КАРО”, 2008 г.
  4. О.П.Радынова “Слушаем музыку”; Москва, “Просвещение”, 1990 год.
  5. Н.Ветлугина , сборник “Музыка в детском саду” (3 выпуск); Москва, издательство “Музыка”, 1981 год.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Если ребенок не говорит (логопедическая работа с неговорящими детьми раннего возраста)
Дидактические игры по формированию правильного звукопроизношения

Совместная деятельность педагогов с детьми "Право людей-инвалидов на особое к ним отношение" в подготовительной логопедической группе
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема:"Путешествие с веселым язычком"

| интегрированное | интегрированное занятие | конспекты занятий | теме | и тем и тем | грибы | съедобные грибы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Интегрированное занятие по теме Грибы Детский сад