Open
Close

Когда детям можно давать прикорм. Когда вводить прикорм грудничку

Правильное питание - основа здоровья ребенка , которая закладывается с раннего детства. К 4–6 месяцам у ребенка возрастает потребность в дополнительной энергии, витаминах и минеральных веществах. Пища должна обеспечивать малыша всеми полезными веществами, которые необходимы для роста и формирования его организма. Первые блюда ребенка должны состоять из овощей (овощных пюре), молочных детских продуктов и каш. Первое дополнительное питание способствует развитию жевательного аппарата, стимулирует ферментные системы желудочно-кишечного тракта и готовит ребенка к отнятию от груди.

Начала прикорма ребенка (со сколько месяцев)

Дети на грудном вскармливании
Наилучшая пища для ребенка первых месяцев жизни - мамино грудное молоко. Прикорм здорового ребенка, который находится на грудном вскармливании, следует начинать не ранее 6-ти месячного возраста. К этому возрасту молоко матери уже не способно полностью обеспечить малыша необходимыми веществами. Усиленный рост его мышечной, пищеварительной, нервной, почечной и защитной систем требует дополнительного питания.

Дети на искусственном вскармливании
Ребенок, который с рождения употребляет искусственную смесь, уже к 4 месяцам готов получать новую пищу. К этому возрасту у младенца созревает пищеварительная система, формируется иммунитет кишечника и нормализуется повышенная проницаемость его слизистой оболочки. Формируются механизмы, отвечающие за проглатывание и переваривание более твердой пищи. Если не начать прикармливать ребенка искусственника в возрасте 4 - 4,5 месяца, в его организме может развиться дефицитное состояние витаминов и микроэлементов, а это повлечет возникновение различных патологий.


Готовность детей к первому прикорму можно определить, ориентируясь на их возраст и принимая во внимание следующие признаки:

  • ребенок чаще, чем обычно, просит мамину грудь или смесь в бутылочке (не наедается);
  • вес, с которым малыш родился, удвоился;
  • малыш способен сидеть с поддержкой взрослого, при этом уверенно держа головку и поворачивая ее во все стороны;
  • при попадании твердой пищи в рот ребенка, рефлекс ее выталкивания языком отсутствует;
  • ребенок не болел в течение нескольких недель, ему не делали и не будут делать в ближайшее время прививки;
  • малыш интересуется едой родителей, заглядывая в тарелки и в рот жующих.

Правила введения прикорма

  1. Любой новый продукт предлагайте малышу, если только он абсолютно здоров. Противопоказанием введения нового прикорма также являются подготовка к прививкам, период после них и восстановление после заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  2. Прикорм давать перед кормлением грудью (соки после кормления). Начинаем с 5 г и постепенно (в течение двух недель - месяца) доводя объем прикорма до 150 г. Все это время внимательно наблюдайте за малышом.
  3. Готовя соки и пюре в домашних условиях, примите необходимые меры: тщательно мойте руки, кухонную утварь, плоды.
  4. Пища для грудного ребенка должна быть только свежеприготовленной. Даже недлительное хранение готового продукта в холодильнике быстро приводит к ухудшению его качества.
  5. Прикорм дается в теплом виде, ложкой, в положении ребенка сидя. Нецелесообразно давать в одно кормление 2 плотных или 2 жидких блюда прикорма.
  6. Не рекомендуется давать один и тот же вид пищи 2 раза в день.
  7. Переходить к другому виду прикорма только после того, как ребенок привыкнет к первому,- через 10-15 дней.
  8. Основное правило прикорма - постепенность и последовательность введения новых продуктов. Новый вид прикорма вводят после полной адаптации к предыдущему.
  9. При введении прикорма следите за стулом ребенка. Если стул остается нормальным, то на следующий день количество прикорма можно увеличить.
  10. На каждом новом этапе введения прикорма обязательно консультируйтесь с вашим детским врачом.

С чего начинать первый прикорм
Раньше считалось, что первый продукт, которой должен был попробовать младенец, это сок (можно вводить в 4-5 месяцев), но это не так.


Каши и овощи - вот это на самом деле основные продукты для ввода первого прикорма. Если ребенок имеет недостаток веса или неустойчивый стул, лучше начать с каш. И наоборот, при избытке веса, нормальном весе или склонности к запорам вводить прикорм рекомендуется с овощного пюре.

Внимание! Несколько слов о фруктовых пюре и овощных пюре.

Пюре из фруктов (обычно зеленое яблоко и груша) это такой традиционный прикорм, который уже десятилетиями вводят ребенку одним из первых, т.к. оно содержит клетчатку, которая хорошо влияет на работу кишечника, да и дети с удовольствием едят его. Но некоторые диетологи и мамы замечают, что, пробуя первыми сладкие фрукты, детки не хотят потом есть овощные пюре и каши.

Овощное пюре вводить довольно сложно. Ребенку непросто перейти от сладкого вкуса грудного молока или заменителя к совсем несладкому овощу. Вам следует набраться терпения. Предлагать новое блюдо нужно не один раз, а минимум 10–12, и только после того как ребенок упорно отказывается от него, перейти к другому виду овощей.

Ошибка. После того как ребенок не принял тот или иной овощ родители обычно переходят на каши, совершая большую ошибку! Высока вероятность того, что малыш вообще не захочет употреблять овощи, после введения сладкой каши. Еще одну ошибку делают мамы, когда дополнительно подслащивают каши промышленного производства.

Овощи (овощные пюре). Идеальны для начала прикорма: кабачок, брокколи, картофель, цветная капуста. Важно сначала предлагать 1 вид овоща и в течение 5-7 дней наблюдать за реакцией ребенка. Если в период адаптации не возникло аллергии или расстройства пищеварения, можно вводить новый вид овоща, а затем делать смешанное пюре. Соль в пюре добавлять не надо, пока ребенок не привык к разным вкусам, ему все будет нравиться.

Каши. Важно выбирать однокомпонентные, низкоаллергенные каши, в составе которых не содержится сахар, лактоза, глютен (безглютеновых круп): это гречневая, кукурузная, рисовая и овсяная. Лучше, если это будет продукт промышленного производства, так как кашу из максимально измельченной крупы, насыщенную всеми необходимыми малышу элементами и витаминами, самостоятельно приготовить достаточно сложно. Каши не подслащивать! Повторяем - вводить кашки в качестве первого прикорма рекомендуют деткам, которые не добирают в весе.
Молочные продукты. Если малыш не страдает непереносимостью белка коровьего молока, в 6-7 месяцев в его рацион можно вводить творог. Лучше готовить его самостоятельно, нагревая кефир на водяной бане.

Мясное пюре. В 7 месяцев ребенок готов для употребления мясного пюре. Лучше всего предлагать в начале баночное пюре промышленного производства, начиная с индейки, кролика, говядины или цыпленка

Соки и фрукты лучше предлагать ребенку позже: в 7-8 месяцев. Наименее аллергенными являются груша и зеленое или желтое яблоко, затем следует вводить абрикосы, вишню, банан, сливу. После 8 месяцев можно предложит крохе киви и клубнику. Если малыш питается творогом, добавьте в него фрукты, которые он переносит - получится готовый полдник.

Рыба. Только после 9-месячного возраста ребенка следует давать ему рыбные блюда. Вводить такой прикорм следует очень внимательно, так как рыба - сильный аллерген. Для начала рыбного прикорма подойдут камбала, хек, минтай. В этом же возрасте можно давать ребенку на ночь кефир или бифидок.

Если у женщины родился первый ребенок, она нередко пребывает в некоторой растерянности. Сразу после родов она не знает, как дать грудь, как пеленать, как брать ребенка. Когда малыш начинает расти возникает множество новых вопросов: когда вводить прикорм, как физически и умственно развивать, как воспитывать? Все приходит с опытом, не стоит думать, что кому-то это дается свыше. С каждым последующим ребенком родители становятся все уверенней и уверенней. Они не беспокоятся по мелочам и знают как вести себя в нештатной ситуации.

Первый прикорм грудничка

Основное правило прикорма – постепенное введение. Взрослую пищу можно начинать давать с полугода. Хотя, если ребенок отказывается от прикорма, но при этом он нормально прибавляет в весе, бодр и весел, можно отложить введение взрослой пищи до десяти месяцев. Главное – подольше не отказываться от кормления грудью, педиатры рекомендуют мамам кормить малыша до двух лет. Материнское молоко не имеет аналогов в природе, оно не только насыщает и утоляет жажду, но стимулирует развитие нервной системы, головного мозга, сердца, мышц, сосудов и костей.

Гарантия здорового отношения к еде и хорошего аппетита – это пищевой интерес. Если ребенок не просит еду и не хочет кушать, не стоит его заставлять. Инициатива должна исходить от детей.

С самого рождения мамы носят малышей на руках, готовят с ними, убирают, кушают и занимаются другими повседневными делами. Ребенку очень интересно находиться на руках у мамы, сам-то он еще не может все это увидеть. Находясь за общим столом, ребенок проявляет интерес к тому, что ест мама. Ему любопытно, как она это делает, какие манипуляции совершает со столовыми предметами. Так формируется пищевой интерес. Вначале малыш потребует ложку и чашку, а потом и еду. Вот в это время можно и ввести прикорм.

Первый прикорм грудничка нужно вводить не раньше и не позже шести месяцев, поскольку в этом возрасте ребенку нужна дополнительная энергия, минеральные вещества и витамины. Материнское молоко и искусственная смесь нужны, но их становится недостаточно. Первой взрослой едой становится пюре, потом малышу дают кашу. Каждую неделю можно давать что-то новое, при этом не забывать проводить осмотр поверхности кожи на предмет наличия аллергической реакции. Если стул стал жидким, а на коже появилась сыпь, следует отменить новый продукт. Новая еда не вводится, если ребенок плохо себя чувствует, ему сделали прививку или на улице жаркая погода.

Прикорм дают перед кормлением грудью, так как голодный ребенок лучше отнесется к новой еде, чем сытый. И кашу и пюре надо давать с ложечки.


Когда вводить прикорм грудничку?

Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить ребенка грудью до двух лет. До этого возраста основной пищей является молоко, но при этом не стоит игнорировать взрослую пищу, прикорм тоже обязателен. Когда у ребенка появляются зубы ему можно давать большие кусочки яблока или баранки, малышу будет страшно интересно не просто сосать то, что ему дали, но и грызть. Это новое действие в его жизни.

Когда вводить прикорм грудничку? Многие считают, что сигналом к началу прикорма является первый зуб. Раз есть зубы, значит можно что-то грызть. Раньше мамы давали детям в первую очередь фруктовое пюре и манную кашу. Сегодня педиатры считают, что и первое и второе для начала прикорма не подходит, эта пища слишком тяжела. Лучше начать с однокомпонентного овощного пюре, гречневой или кукурузной каши. Однокомпонентное пюре дают для того чтобы выявить аллергию, если она появится, на конкретный продукт. Из овощей отдают предпочтение кабачку, тыкве, цветной капусте, брокколи и картофелю. Если овощи выращены не на своем огороде, лучше купить готовое пюре из банки. Если родители уверенны в экологической чистоте используемых продуктов, то можно самостоятельно готовить пюре в блендере. Овощи готовят в пароварке или просто варят, а потом пропускают через сито или используют блендер. Солить и сластить пюре нельзя. Начинают обычно с пяти грамм, то есть одной чайной ложки. Если стул не нарушится и на коже не будет сыпи, порцию можно увеличить.

Через месяц после того, как малыш попробует овощи, можно дать ему кашу. Идеально подходят гречневая, кукурузная и рисовая каши. Педиатры не рекомендуют раньше девяти месяцев вводить овсяную и манную каши. Через месяц после введения каши можно начать давать фрукты, детское печенье и мясо. Детям лучше давать телятину, индейку и крольчатину. Затем можно познакомить малыша с творогом и рыбой.

Как правильно вводить прикорм грудничку?

Все мамы хотят чтобы их дети росли крепкими, здоровыми и счастливыми. Вопрос введения прикорма считается очень важным. Ведь от того, что кушает малыш, зависит не только его самочувствие, но и его рост и развитие.

Как правильно вводить прикорм грудничку? Педиатры считают, что детям, находящимся на искусственном вскармливании, прикорм нужно вводить раньше, чем тем, кто питается грудным молоком.

Почему рекомендуется давать вначале овощи? Дело в том, что овощи не только не вызывают аллергию, но и нормализуют процесс пищеварения. Именно поэтому они как нельзя лучше подходят для начала прикорма. К тому же фрукты вкусней, они же душистые и сладкие. Если ребенок начнет именно с них, потом он не захочет есть овощи. А рацион ребенка должен быть разнообразным, ведь в каждом продукте содержится то, что нужно для нормального роста и развития ребенка.

Любой новый продукт надо давать с одной чайной ложки или с её половинки, постепенно увеличивая порцию. Для того чтобы было проще отследить реакцию организма на новый продукт, надо давать его в первой половине дня. Мама в течение дня будет следить за тем, не появилась ли сыпь, не вздулся ли животик и не нарушился ли стул. Когда режутся зубы, ребенку не стоит давать новые продукты.

Некоторые мамы готовят на пару небольшие кусочки овощей, выкладывают их на тарелке и предлагают ребенку самостоятельно выбрать то, что он хочет. Так ребенок совершает свой первый выбор и получает новые вкусовые ощущения.

С чего начинать прикорм грудничка?

Для того чтобы прикорм не стал проблемой, надо грамотно подойти к его введению. С чего начать прикорм грудничка? Педиатры рекомендуют вводить прикорм в определенном возрасте, при этом давать конкретные продукты. На самом деле на эти рекомендации нужно опираться, но не считать их истиной в последней инстанции. В каком возрасте вводить прикорм и что давать, зависит от индивидуальных особенностей малыша, которые должны быть положены в основу развития, питания и воспитания каждого ребенка.

Как готовить прикорм для грудничка?

Некоторые мамы не хотят сильно перенапрягаться и поэтому покупают готовое пюре в магазине. Если нет своего огорода, лучше так и делать, потому что на рынке продаются овощи, которые не отличаются высоким качеством. Если же есть возможность давать овощи со своей грядки, не надо покупать пюре в магазине. Во-первых, это дорого. Во-вторых, не известно из чего сделано.

Как готовят овощное пюре? Желательно приготовить овощи в пароварке. Так они сохранят все витамины и полезные вещества. Готовые овощи нужно измельчить в блендере и добавить немного молока. Если ребенок находится на грудном вскармливании, маме нужно сцедить молока и перемешать с овощами. Искусственникам, в овощи добавляют искусственную смесь.

Как готовить прикорм для грудничка? Что касается каши. Лучше купить безмолочную кашу, которая уже измельчена настолько, что её можно просто запарить молоком. Если нет возможности купить такую кашу, можно промыть и просушить крупу, а потом измельчить её в кофемолке. Затем просто сварить её в молоке.

Каша для прикорма грудничка

Самым вкусным для грудничка является мамино молочко, но со временем потребности ребенка увеличиваются и молока ему нужно меньше. Наступает пора для введения прикорма. Начинают обычно с овощей, потом дают кашу и так до тех пор, пока не познакомят ребенка со всеми разрешенными для детей продуктами.

Гречневая каша для прикорма грудничка считается самой полезной, поскольку в ней содержится огромное количество питательных веществ, витаминов и микроэлементов. В гречке есть магний, железо, растительный белок, калий и фосфор. Гречневая каша должна стать первой кашей, с которой познакомится малыш.

Рисовая каша считается гипоаллергенной, в ней содержатся витамины и минеральные вещества. Однако часто давать такую кашу нельзя, так как она может спровоцировать возникновение запоров.

Пюре для прикорма грудничка

Тридцать лет назад детям в качестве первого прикорма давали фруктовое пюре. Сегодня врачи рекомендуют начинать все-таки с овощного пюре. Его можно купить уже в готовом виде или приготовить самостоятельно. Кабачковое пюре для прикорма грудничка подходит больше всего. Детям нравится вкус кабачка и тыквы. Эти овощи не вызывают аллергию и положительно влияют на работу кишечника.


Прикорм грудничка по месяцам

Прикорм раньше полугода обычно не вводят. В шесть месяцев дают кабачок, цветную капусту и картофель. В семь месяцев можно дать гречневую, кукурузную и рисовую каши. В восемь месяцев педиатры рекомендуют ввести овощной суп из предлагаемых ранее овощей, в который добавляется четвертая часть желтка. Если купить перепелиные яйца, то в суп можно добавить целый желток. В девять месяцев можно разнообразить рацион фруктовым пюре из яблока, груши и персика. В этом же возрасте уже можно давать творог, кефир и диетическое мясо: индейка, телятина и крольчатина. В десять месяцев малыш уже готов к знакомству с рыбой. Родители обычно дают минтай, треску, хек и так далее. Со всеми этими продуктами нужно познакомить ребенка до года.

Грудничок не ест прикорм

В шесть месяцев ферментативная и пищеварительная системы ребенка уже готовы к восприятию новых пищевых продуктов. Однако не все дети соглашаются на введение прикорма. Что делать, если грудничок не ест прикорм?

Если ребенок не хочет, не стоит на него давить и насильно кормить новыми продуктами. Возможно, в силу своих индивидуальных особенностей, он еще не готов к введению прикорма. Может, ему жарко, он плохо себя чувствует или у него режутся зубы. На самом деле причин может быть множество. По этому поводу не стоит беспокоиться. Как только малыш будет готов, мама это поймет. Просто нужно быть внимательной к поведению ребенка. Если малыш перестал наедаться материнским молоком, если ему стало интересно, что мама отправляет себе в рот и он тянется к взрослой пище, значит пришла пора. Можно вводить прикорм.

Опыт и традиция показывают, что нет ничего проще, чем вводить прикорм естественным способом. Эта методика учитывает необходимость длительного кормления грудью, возрастные особенности поведения ребенка, темпы дозревания функциональных систем организма, скорость физического развития крохи. Не требуется больших финансовых затрат на приобретение специального детского питания. Нет обид со стороны других членов семьи на тему «а почему ему дали не то, что мне». Нет необходимости переживать за рацион младенца, если вы отправились в гости или в путешествие. Зато есть радость от лицезрения аппетита крохи, гордость за его самостоятельность за столом, уверенность за его здоровое отношение к еде в будущем.

Прикорм для грудничка. Часть 1

Разговор о введении прикорма часто вызывает у мам первенцев непреодолимый внутренний трепет. Появляется та же растерянность, что и в первые дни после родов. Вспомните, сколько вопросов о кормлении грудью было у вас, сколько противоречивых советов сыпалось с разных сторон, каким непонятным и неожиданным было поведение новорожденного и как вы волновались, снова и снова задавая себе вопрос: «а все ли я делаю правильно?». Однако пробежали первые месяцы, вам удалось наладить грудное вскармливание, вы почувствовали себя гораздо увереннее в роли матери. И вот – снова волнения! Как правильно ввести прикорм? Чем лучше кормить ребенка? С чего начать? И главное – когда, ну когда же начинать его вводить?
У вас растет грудничок!
К сожалению, подавляющее большинство детишек в нашей стране находятся на искусственном вскармливании. Дорогие мамы грудничков! Очень важно понимать существенную разницу между физическим развитием «искусственника» и ребеночка, растущего на грудном молоке. У детишек, питающихся смесями, желудочно-кишечный тракт развивается иначе, чем у ваших. Очень долго такие детки не способны полноценно и без риска для здоровья усваивать ту еду, которую едят все. Для постепенного перехода со смесей на «живую» пищу используется специальное детское питание, адаптированное к потребностям и особенностям развития малышей-искусственников. Если вы кормите ребенка грудью – у него нет необходимости в пище, адаптированной под нужды «искусственников»! Смело прикармливайте ваших грудничков тем же, чем их прикармливали тысячелетиями – настоящими свежими продуктами. Помните, что детское питание изобретено одновременно с заменителями женского молока и по-настоящему необходимо только тем деткам, которые получают смеси. (Подробнее почитать о разнице между материнским молоком и искусственным питанием вы можете в «Пособии по грудному вскармливанию», разделы «Проблемы, связанные с искусственным вскармливанием», «Для чего мы кормим малышей грудью?», а также в книге американского педиатра Уильяма Сирса «Ваш малыш от рождения до двух лет» в разделе «Компоненты женского молока»).
Тише едешь – дальше будешь
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) призывает начинать знакомство со взрослой пищей не ранее исполнения младенцу 6 месяцев. Именно этот возраст является абсолютно минимальным для начала введения прикорма. До этого в рационе детки присутствует только женское молоко, причем кормление организуется в соответствии с основными принципами естественного вскармливания:
грудь дается ребеночку так часто, как он просит;
мама не предлагает вместо груди для сосания посторонние оральные объекты (пустышки, соски, бутылочки...);
присутствуют ночные кормления (не менее трех за ночь);
грудь не забирается у малыша раньше, чем он сам ее выпустит изо рта.
При таком режиме кормлений женское молоко обеспечивает на 100% все потребности ребенка.
Многие малыши, однако, и к 6 месяцем не готовы переваривать что-то кроме маминого молока. Причиной могут быть тяжелые или неестественные роды, болезни крохи, риск возникновения аллергии, общая незрелость нервной системы, замедленное двигательное развитие, отсутствие полноценного кормления женским молоком в прошлом (ребенок был на смешанном вскармливании в каком-то возрасте, находился в роддоме отдельно от мамы, отсутствовало первое прикладывание к груди сразу после родов и т.п.), а также некоторые другие. Если ваш малыш не хочет есть другую еду и в 8, и в 10 месяцев, и при этом активен, весел, прибавляет в росте и весе – в этом нет ничего страшного! Продолжайте кормить его вашим молоком в полной мере и ждите, когда дозреют те функции организма, которые отвечают за усвоение взрослой пищи.
ВОЗ предлагает следующие темпы увеличения объема прикорма: если он был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять примерно 25% от общего рациона крохи. Таким образом, через полгода после начала знакомства с новой едой ваш малыш кроме грудного молока будет получать примерно 150-250 г прикорма в сутки, включая воду, кефир и другие жидкости. Даже к 1,5 годам (или через год после начала введения прикорма), когда ребенок полностью перешел на общесемейный рацион, самостоятельно орудует ложкой и вилкой, пьет из чашки и ловко справляется с мандарином, грудное молоко должно оставаться основным его питанием. (Подробнее: «Пособие по грудному вскармливанию» в разделе «Когда и как вводить прикорм»; практическое руководство для медработников «Грудное вскармливание: как обеспечить успех», выпущенное ВОЗ в 1997 году, а также в литературе Международной Молочной Лиги).
Вы удивлены? И многие педиатры, давно закончившие медвузы, тоже об этом не знают! Поэтому и предлагают грудничку ту же схему введения взрослой пищи, что и «искусственнику» – когда обычная еда очень быстро вытесняет кормления грудью. А между тем вещества, находящиеся в грудном молоке, нужны малышу очень и очень долго, так как они не имеют аналогов в природе. Грудное молоко отвечает не просто за утоление голода или жажды, а еще и за развитие головного мозга, нервной системы ребенка, за «строительство» тканей и костей, за налаживание работы функциональых систем (гормональной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и т.д.). Человеческий детеныш дозревает очень постепенно, и грудному молоку принадлежит основная роль в этом процессе! Средняя продолжительность грудного вскармливания, официально рекомендуемая ВОЗ – 2 года. Именно к этому возрасту обычно вырастают все молочные зубы – а значит, кроха почти готов к отлучению от груди и переходу целиком на взрослую еду.

Подготовительный период
Итак, первые месяцы после родов малыш получает только мамино молоко. В неограниченном количестве. В любое время суток. Он хорошо растет и прибавляет в весе. Вот он уже научился захватывать предметы. Вот кроха перевернулся. Вот пополз. А вот уже и научился садиться!
Все это время малыш часто видит, как едят взрослые. Жизнь младенца на руках у мамы очень интересна! Мама умеет не только готовить еду и делать домашние дела вместе с крохой, но и завтракать-обедать-ужинать с ним, а также контролировать его поведение, пока сама ест.
Обычно сначала у детишек появляется интерес к столовым предметам. Ребеночек отчаянно требует дать ему для исследования чашки и ложки, тарелки и салфетки. Он пробует манипулировать с этими предметами: бросает их, стучит ими, засовывает в рот… Он пытается подражать маминым движениям. Внимательно изучает навыки жевания и глотания, щедро демонстрируемые взрослыми во время трапезы. Тянется к тому, что видит на столе…
Многие родители воспринимают такое поведение малыша как просьбу накормить его. Но не торопитесь! Вы же видите, что он отвлекается от еды, стоит дать ему в руку интересную игрушку или позволить поэкспериментировать с предметами кухонного обихода. Момент для начала введения прикорма наступит только после 6 месяцев!
А пока идет только подготовительный период. Он очень важен и имеет определенные задачи:
изучить свойства предметов, использующихся для еды;
составить представление о правилах поведения за столом: как сидим, как поддерживаем чистоту, как ведем беседу (или молчим, пока жуем), когда приступаем к трапезе и как ее заканчиваем (вместе или порознь) и т.п.;
наблюдать о способах «поглощения пищи», принятых в конкретной семье: что едим руками, что пьем из чашки, как жуем, как – не выплевывая обратно! – проглатываем;
сформировать общее представление об отношении к пище в целом (можно ли недоедать то, что в тарелке; что делать с остатками – выбрасывать или отдавать птичкам; кто готовит, ценят ли этот труд окружающие и т.д.).
В общем, правила поведения за столом и культуру отношения к еде, которые вы хотели бы видеть в будущем у вашего ребенка, вы просто обязаны ему продемонстрировать на личном примере!
«Я готов, мама!»
Определить момент наступившей готовности ребенка к знакомству со взрослой едой очень просто.
Первый признак – созревание головного мозга. Звучит немного возвышенно, но на практике все гораздо проще:
Малыш достигает определенной стадии физического развития: умеет самостоятельно захватить еду, донести ее до рта, поместить внутрь, проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась. Умеет через движения и звуки попросить себе порцию, показать, чего именно из еды он хочет. Умеет проявить нежелание оставаться за столом. Также угас сильный выталкивающий рефлекс языка, и теперь малыш может без труда пережевывать деснами кусочки пищи, не давясь ими и не испытывая позывов на рвоту.
У малыша появляется так называемый пищевой интерес. Как он выглядит? Ребенок тянется к еде! Не к предметам, разложенным на столе. Не к маминому рту или к ней на ручки. Не к салфеткам и подстилкам под горячее. Именно и только к еде, которую так аппетитно поглощают взрослые! Если ему для успокоения дать что-нибудь в руки, он с гневом отвергнет этот предмет и будет демонстрировать активное желание заполучить саму еду. Также вряд ли он успокоится, если ему предложат грудь. Теперь, попадая за стол в момент обеда или ужина, кроха интересуется только пищей! И происходит это не один раз, а постоянно, приобретая устойчивый характер. Такой вот потрясающе устойчивый пищевой интерес! Его появление обусловленно дозреванием пищеварительныех ферментов. Они «требуют» нагрузки, посылают сигнал в головной мозг: хотим работать! дайте поле для деятельности! А в ответ головной мозг, как мудрый полководец, дает приказ своей полугодовалой «армии» – и она дружно отправляется на завоевание новой еды!
Второй признак – готовность желудочно-кишечного тракта. После проб на вкус новых продуктов у малыша не возникает проблем с пищеварением, рвоты или аллергических реакций. Если же у ребенка через некоторое время расстраивается живот, появляется понос или запор, если кусочки пищи «выходят» в первозданном виде, если начинаются кожные высыпания – то даже несмотря на горячее желание крохи съесть все, что лежит у мамы в тарелке, он к введению прикорма еще не готов! Нужно продолжать кормить его только грудью, повторяя попытки с интервалом в одну неделю.
Итак, ваш малыш является стопроцентным кандидатом к введению прикорма только тогда, когда два этих признака готовности совпали во времени. Бывает, что пищевого интереса как такового у ребеночка еще нет, но желудочно-кишечный тракт вполне справляется со взрослой едой – нет никаких негативных последствий для его здоровья. Все равно – подождите! Пищевой интерес – это гарантия хорошего аппетита и здорового отношения к еде на всю жизнь. Нельзя пытаться накормить человека, если он этого не просит или вообще не хочет. Вся инициатива должна изначально принадлежать ребенку – как при кормлении по требованию Малыш не просто открывает рот и ждет, пока в него что-то положат. Он – активный участник процесса, «охотник» за едой. Чтобы хорошо ее усвоить, ему нужно постараться добыть ее!
Не менее важно для начала введения прикорма подобрать подходящий момент. Он не должен совпадать по времени:
с болезнью ребенка или мамы (в эти периоды важно как можно больше кормить малыша грудью, обеспечивая за счет веществ молока антивирусную защиту крохи);
с переездом или просто сменой обстановки (т.к.организму ребенка на адаптацию к новому месту требуется примерно 2 недели);
с выходом мамы на работу;
с появлением в жизни ребенка няни;
со стрессовой ситуацией в семье (ремонт, изменения в составе семьи и т.п.)
с периодом активного прорезывания зубов;
с любыми другими изменениями в жизни крохи.

Основные принципы естественного прикорма
Грудное вскармливание и введение прикорма – два абсолютно параллельных процесса. Они не связаны друг с другом ни по времени, ни по объему, ни по целям. Само слово «прикорм» раскрывает свою сущность: дополнение к основному питанию. Малыш очень четко разделяет эти понятия. Он не питает иллюзий, что заснуть ему поможет не сосание груди, а 50 граммов творога, например. И при виде вкусного банана, который появляется на его горизонте раз в неделю, он не согласится опять довольствоваться маминым молоком, которое в его распоряжении круглые сутки!

Способ введения прикорма по принципу постепенного замещения кормлений не подходит для детишек на естественном вскармливании. Груднички будут продолжать сосать так же часто, как и раньше. Могут просить грудь до прикорма, во время – чтобы «запить» новые вкусовые ощущения, после приема пищи и вообще независимо от времени завтрака-обеда-ужина.

Ребеночек прикармливается теми продуктами, с которыми он уже «познакомился» через мамино молоко и на которых он так замечательно рос в утробе и за несколько месяцев после родов. Одним словом, до 1,5 лет он ест то же, что и мама, причем желательно, чтобы прием пищи был одновременным с мамой. Особенно важен этот пункт для детишек с риском возникновения аллергии. Именно переход на мамин рацион гарантирует мягкое и безвредное знакомство со взрослой пищей.

Надеемся, что все мамы, кормящие грудью, питаются настолько правильно, полезно и разнообразно, что не побоятся предложить на завтрак-обед-ужин своим деткам то же самое, что и себе. Если же рацион кормящей женщины далек от идеального – ну что же, есть чудесный повод вернуть его в рамки здорового питания!

Полный цикл введения прикорма растягивается примерно на год . Именно в этот период малыш должен попробовать ту еду, которую он будет есть дальше на протяжении всей жизни, и успеть хорошо привыкнуть к ней. Он нарабатывает информационную базу о продуктах: их разнообразие (или однообразие), их консистенция и температура, их вкусовые свойства, размер, способ употребления, способ приготовления, сезонность и т.п. Если какие-то продукты кроха не успел попробовать в этот период – то в дальнейшем он может их есть неохотно или вообще откажется от них до какого-то возраста.

Старайтесь сразу же приобщать кроху к той экологической и социальной нише в питании, к которой вы принадлежите сами. Иначе, кормя младенца брокколи и клубничным муссом, вы вряд ли уговорите его потом (в детском саду, например) перейти на молочные супы, капустные запеканки и манную кашу.

Весь этот период мама продолжает кормить малыша по требованию, а грудное молоко остается основным в его рационе.

Грудничок сразу же пробует пищу разной консистенции: и размягченную, и твердую. Навыки жевания и глотания формируются в первые месяцы после начала введения прикорма. Поэтому необходимо именно в этот короткий период научить малыша тщательно пережевывать пищу, предлагая ему твердые кусочки.

Ребенок сразу же обучается есть самостоятельно. Сам берет кусочки и отправляет их в рот. Сам доносит содержимое ложки до «места назначения». Сам держит чашку и пьет из нее. Конечно же, мама следит за правильностью движений и за поддержанием чистоты вокруг ребенка. Даже может помочь при неловких попытках поесть/попить по-взрослому. Но введение прикорма никогда не должно превращаться в пассивное открывание рта перед новой ложкой еды, предложенной мамой. Поощряйте самостоятельность крохи с самого начала!

Прикорм для грудничка. Часть 2
Введение прикорма, о котором мы начали говорить применительно к грудничку – это прежде всего формирование правильного пищевого поведения.
Как для взрослого человека выглядит идеал в питании? Ем рационально – не больше и не меньше, чем необходимо организму. Не ем невкусное или то, чего сейчас совсем не хочется. Не ем, если не голоден. Ем аккуратно. Соблюдаю правила приличия, характерные для данной культуры. И многие другие нюансы, о которых мы часто даже не задумываемся.
Формирование правильного пищевого поведения и является основной задачей введения прикорма. Мы с самого начала обучаем кроху есть, как взрослый. Относиться к еде так же, как и взрослые. Есть то же, что он будет есть, когда повзрослеет.
Правила питания и поведения за столом
Территория питания должна быть четко оговорена. Причем соблюдать ее должны все члены семьи. Если кто-нибудь из взрослых ест борщ на табуретке перед телевизором в комнате – напрасным будет внушать малышу, что баранки надо жевать только сидя на стульчике в кухне.
Приучаем к чистоте во время еды. Если разлили/испачкали – то сразу же убираем, можно привлечь к процессу вытирания тряпочкой и само чадо. Если переживаем за чистоту одежды – садимся за стол с голым пузом или (что хуже, так как не дает малышу ощутить в полной мере результаты неаккуратности) пользуемся фартучками. Руки и лицо вытираем по мере загрязнения – не надо приучать ребенка к липким пятнам, лежащим на щеках. Для подметания и мытья пола тоже заранее заготовлена тряпка – чтобы не метаться в ее поисках, разрываясь между грязным линолеумом и перепачканным ребенком.
Трапеза – не время для игр! Если малыш потерял интерес к еде – смело удаляйте его из-за стола. Не следует любыми способами и развлекалочками-отвлекалочками уговаривать съесть еще кусочек. Это не пойдет впрок ни его желудку, ни его воспитанию. За столом, пока он сервирован, можно только есть. С продуктами не играем, кашу по скатерти не размазываем (даже изображая художественный шедевр), на пол не бросаем (даже изучая закон всемирного тяготения). Для художественных и исследовательских экспериментов есть другое время и место.
Перед едой и после – посещаем ванную комнату. Как правило, никто не забывает помыть испачканного карапуза после трапезы. Но мыть руки ДО – это элементарные правила гигиены, страхующие малыша от заражения различными инфекциями.
Всячески демонстрируем ценность еды – ведь на зарабатывание куска хлеба тратится столько сил и времени! Поэтому доедаем все, что находится у нас в тарелках. Ограничиваем разовую порцию малыша – пусть лучше попросит добавки, чем со скукой перевернет полную тарелку. На глазах у крохи не выбрасываем еду в мусорное ведро. Благодарим за завтрак-обед-ужин.
Не копаемся в чужих тарелках. У каждого – своя тарелка и отдельные столовые приборы. У всех, включая и малыша. Если ребенка заинтересовало что-то из еды мамы, можно это отложить ему, но не позволять хозяйничать у нее в тарелке.
Стараемся принимать пищу одновременно с малышом. Это правило сразу вводит определенный ритм еды для крохи: завтрак-обед-полдник-ужин. Внедряем или развиваем традиции семейной трапезы с беседами и обсуждениями интересных новостей, текущих дел. Самый быстрый путь подавить пищевой интерес ребенка – это начать кормить его отдельно от всех. И самый лучший способ поддерживать желание есть что-то кроме маминой груди – это брать кроху за взрослый стол, позволяя ему принимать полноценное участие в совместном приеме пищи.
Всегда ориентируемся на пищевой интерес ребенка при выделении ему порции еды. Даем то, что просит из имеющегося в меню. Даем понемногу. Приучаем просить еду (когда начинает говорить – настаиваем на вежливых формулировках) и благодарить за «щедрость» дающей руки. В каком-то смысле общая трапеза для малыша – это ловля добычи, игра в первобытного охотника! Не успел – съели другие. Кто молчит, не отвлекается и быстро ест – тот и получил добавку. Постарайтесь (конечно же, с долей юмора и здравого смысла!) сохранять эту внутреннюю установку на соревновательность в еде – тогда хороший аппетит и интерес к взрослой пище у ребенка вам гарантирован! Если же малыш будет чувствовать постоянное давление на него, если вся трапеза имеет единственной целью впихнуть в него лишний кусочек – он очень быстро превратится в малоежку и капризулю, который кроме маминого молока больше ничего не желает видеть.
У пищи в доме есть хозяин – мама. Поэтому есть можно только то, что разрешает мама. Столько, сколько позволит мама. Только тогда, когда она сочтет возможным. Только по тем правилам, которые она устанавливает. С самого начала введения прикорма не пренебрегайте этим пунктом! Именно его выполнение застрахует вас от тайно съеденных конфет, от конфликтов с теми, кто пытается угостить малыша ненужной или вредной для него едой (ребенок просто откажется есть то, что не предлагала ему мама!), от капризов «кашу не хочу – хочу макароны» и некоторых других проявлений невоспитанного поведения.
И последнее правило: никогда не ругайте малыша за столом. Что бы он ни натворил, как бы он ни раздражал вас своей неловкостью, какие бы оплошности он ни сделал – сохраняйте невозмутимость духа. Помогите ему исправить ошибку, вместе уберите грязь, удалите его из-за стола в конце концов (если он балуется специально). Но не теряйте материнской нежности и мягкости.
Будем надеяться, что эти правила станут для вас путеводной нитью при обучении малыша есть как взрослые, и перейдем к описанию деталей процесса. Еще раз напомним, что такой способ введения прикорма подходит только для детишек, находящихся на естественном вскармливании.

Первый этап – адаптационный
Главная задача этого периода, длящегося от двух до восьми месяцев от момента начала введения прикорма, – первичная адаптация желудочно-кишечного тракта малыша к новым продуктам. Все это время объем взрослого питания не представляет большой энергетической значимости для организма младенца. Мы просто знакомим кроху и его животик с тем, что он будет есть впоследствии.
Первый месяц введения прикорма
При наличии активных просьб попробовать какую-нибудь нашу пищу малышу предлагается крошечная порция – буквально размером с горошинку. За один раз мы можем позволить малышу съесть не более пяти таких маленьких порций. Предлагаем из того, что едим сами – но при этом стараемся выделить самый лучший и полезный кусочек. Мякоть виноградинки, крошечную морковку из постного супа, горошинку нежирного мясного фарша, глоточек кефира, крошку хлеба…
Параллельно с мягкими и пюреобразными продуктами знакомим малыша с едой твердой консистенции: очищенные овощи, корочки, яблоки – все то, что он, удерживая в руках, будет обсасывать-обгрызать-облизывать и пытаться пережевывать. Жидкость предлагаем в объеме одного-двух глотков.
Скорость введения новых продуктов будет варьироваться от характера реакций организма младенца на прикорм. Обычно предлагается следующая схема.
Самый оптимальный ритм введения прикорма: в один день – один новый продукт. Однако если кроха проявляет повышенную готовность к принятию взрослой пищи – можно дать ему попробовать в один день (только с интервалом во времени: например, на завтрак и ужин) еще пару крошек новых продуктов.
Предлагаем запить грудным молоком необычные вкусовые ощущения. Так мы страхуем детский животик от возмущений.
Детям, склонным к аллергии, разрешаем пробовать несколько крошек какого-нибудь одного нового продукта не чаще, чем раз в два-три дня. Такая же скорость знакомства с прикормом рекомендуется для тех малышей, которые трудно пережили роды, находились какое-то время на смешанном вскармливании, имели в прошлом проблемы со здоровьем или с грудным кормлением.
Если новая еда хорошо усвоилась, мы можем продолжать давать ее малышу в том же символическом количестве хоть каждый день – при условии, что он будет ее просить!
Если кроха потерял интерес к еде или его животик «задумался» и начал работать не как обычно – то прежде чем продолжать введение прикорма, ждем, пока все придет в норму. А сами для себя отмечаем, какие именно продукты спровоцировали нехорошую реакцию, и не даем их малышу некоторое время.
За первый месяц введения прикорма малыш может успеть перепробовать все продукты маминого рациона. Хорошо отреагировать на них. Научиться их усваивать. Полюбить их. Продолжать проявлять исключительно устойчивый и живой пищевой интерес. Пока этого не произойдет, переходить к следующему шагу во ведении прикорма не следует. Некоторые дети могут достаточно долго «застревать» на этапе пробования взрослой еды – то зубы полезли и не хочется ничего есть, кроме груди, то заболел, то мама переусердствовала в своем желании непременно накормить ребенка – и малыш просто потерял к еде всякий интерес… Не торопите кроху! Продолжайте активно кормить его грудью, поощряйте рост интереса к прикорму и не переживайте – по некоторым данным, до года мамино молоко может удовлетворять потребности растущего организма на 100%.
Второй-восьмой месяц введения прикорма
Скорость прохождения этого периода целиком зависит от скорости развития ребенка. Есть дети, которые в 9-10 месяцев уже хорошо ходят, а есть такие, которые в этом возрасте только начинают ползать. Дозревание желудочно-кишечного тракта малыша происходит параллельно дозреванию всех остальных функциональных систем организма. Бессмысленно требовать от грудного ребеночка, не умеющего сидеть, съедать в больших порциях что-то кроме маминого молока. До тех пор, пока кроха не начнет есть, самостоятельно пользуясь столовыми приборами и располагаясь на своем стуле за общим столом, его порции будут не очень большими.
В чем состоит суть этого периода введения прикорма?
Объем съеденного продукта увеличивается до 1-2 чайных ложек. Внимание! Это относится только к тем продуктам, которые прошли стадию проб в микродозах. Для любого нового продукта (например, сезонные фрукты и т.п.) необходимо проделать всю адапцинную работу – давать пробовать не более одного нового вида пищи в день, предложить запить все «пробы» маминым молоком, за один раз позволять съесть не более 5 микропорций. Если в течение недели не наблюдается негативных реакций со стороны организма ребенка – можно увеличивать объем до 1-2 чайных ложек.
Помимо этого ребенок приобретает навыки правильного пищевого поведения:
учится тщательно пережевывать пищу (в период между 7 и 10 месяцами жизни многие дети готовы на протяжении всего дня тренировать этот навык, который также помогает дозреванию артикуляционного аппарата – постоянно мусолят то яблочко, то баранку...);
учится проглатывать пищу (поначалу малыш может ее выплевывать, особенно если хочется взять новый кусочек или если данный продукт пришелся не по душе);
тренируется доносить ложку до рта, грамотно «выгружать» ее содержимое внутрь;
обучается пить из чашки;
совершенствует навыки захватывания продуктов руками и отправления их за щеку;
учится откусывать небольшие по размеру кусочки – до этого малыш может отгрызать ломти, разжевать и проглотить которые он не способен;
привыкает не смешивать несовместимые продукты – безусловно, при активном мамином руководстве. Только мама отвечает за то, что появится на столе перед ребенком, и за то, что ему позволяется пробовать, а что нельзя. Детки интуитивно придерживаются правил раздельного питания – давайте будем стараться всячески это поощрять! Не предлагайте крохе после банана рыбу или после чая – творог. Учитывайте то, как все эти продукты будут вперемешку усваиваться…

Прикорм для грудничка. Часть 3
Продолжаем рассказывать о формировании пищевого поведения ребенка, находящегося на грудном вскармливании. В этой, последней части статьи мы поговорим о том, как проходят следующие этапы прикорма, а также дадим практические советы по «организации жизни за столом».

Второй этап – энергетический
Начинается с 8-14 месяцев – в зависимости от скорости прохождения предыдущих периодов введения прикорма. Отличается следующими особенностями:
пища начинает восприниматься ребенком как источник энергии и как способ удовлетворить свой голод. Типичной становится ситуация, когда голодный малыш после прогулки будет тянуться не к груди, а к замеченному на столе банану или к чашке сока, который пьет старший ребенок;
как правило, из всего разнообразия блюд для данной трапезы малыш выбирает какой-то один продукт, которым старается наесться. Все остальные он при этом тоже может попросить – но съест не очень много;
объем одного выбранного продукта ограничивается (бдительной мамой) двумя столовыми ложками. При желании продолжить трапезу кроха должен выбрать любое другое блюдо из предложенных;
малыш, как правило, не нуждается в запивании взрослой еды маминым молоком;
изменяется стул ребенка – становится более оформленным.
На этом этапе очень важно продолжать всячески поддерживать пищевой интерес ребенка и поощрять кроху к инициативе в еде. Не давайте ему есть, если он не просит. Не кормите его с ложки. Без лишней необходимости не предлагайте еду сами. Вы можете аппетитно жевать в его присутствии или просто сообщить ему, что садитесь завтракать. Пусть он самостоятельно и трезво оценит свое самочувствие: голоден ли он? готов ли сейчас усвоить мамину кашу? его организму нужна каша или сыр? будет он запивать еду водой или маминым молоком?
Если ребенок проявил желание – взяли за стол, положили ему небольшую порцию, ровно такую, какую он точно съест. Если все съел и захотел еще – щедро добавили столовую ложку еды!
Малыш на этом этапе учится:
употреблять продукты в разумных объемах;
не переедать;
прислушиваться к своим пищевым и энергетическим потребностям;
интуитивно определять вид продукта, наиболее необходимого его организму на сегодняшний день;
слушаться маму – именно она контролирует его поведение за столом и решает, что ему дозволяется съесть и в каких объемах.
Важно: слишком быстрое увеличение объема взрослой еды уменьшает количество грудного молока и ухудшает его усвояемость. Постарайтесь до исполнения малышу полутра лет (или до завершения года после начала введения прикорма) не давать ребенку больше двух столовых ложек одного продукта в один прем… Предложите что-нибудь другое из блюд данной трапезы, если малыш проявляет настойчивое желание продолжить совместную еду.

Третий этап – переходный
Начинается через год после начала введения прикорма. Сроки его окончания совпадают с моментом завершения грудного вскармливания – после двух лет. Каковы его особенности?
Малыш полностью перешел на общий рацион.
Сидит на отдельном стуле за общим столом.
Самостоятельно пользуется столовыми приборами.
Сам поддерживает чистоту во время еды.
Практически не нуждается в посторонней помощи для питья и приема пищи.
По-прежнему проявляет активный интерес к еде.
Кормление грудью продолжается и изменяется в соответствии с возрастными потребностями ребенка.

А на практике?
Теперь давайте попробуем представить себе введение прикорма в красках.
Обычно в адаптационный период это выглядит так. Мама села есть, расположившись боком к столу. На дальней от стола коленке усаживаем малыша таким образом, чтобы у него не было шансов дотянуться до содержимого маминой тарелки. Рядом кладем тряпочки для вытирания и салфетки. Одежда мамы предусматривает возможность дать грудь. Одежда крохи не слишком нарядная – будет обидно испачкать ее. На столе есть только та еда, которую мы будем есть прямо сейчас: все печенья и фрукты «для полдника» лучше убрать из поля зрения карапуза. Предусмотрены варианты, чем занять его, когда он потеряет пищевой интерес: переместить на пол или на подстилку с игрушками, вручить погрызть что-то деснами, пока мама закончит есть (не спуская кроху с колен), отдать кому-то на руки… Как только малыш начал просить еду – даем крошечные порции!
Есть несколько способов:
Кладем крошки прямо в ротик малышу (если продукт имеет более или менее рассыпчатую консистенцию – крупы, макароны, кусочки хлеба, салата и т.п.).
Намазываем на ложку (если консистенция пюреобразная) и вручаем ребенку.
Выкладываем в тарелочку (которую придерживаем свободной рукой) то, что детка будет пытаться самостоятельно захватить и отправить в рот. Если неудобно следить за сохранностью тарелки – кладем микропорции рядышком на стол или подстилку.
Твердые продукты – очищенные яблоки, овощи, сушки-сухари и т.п. – тоже предлагаем малышу самостоятельно взять со стола или из маминых рук. Внимание! Знакомиться с ними он должен только у вас на коленях и под вашим бдительным присмотром. Как только вы заметили, что откушенный кусочек превышает жевательные возможности ребенка – немедленно удаляем его изо рта, сохраняя спокойствие и доброжелательность!
Жидкость для питья наливаем в небольшую чашку с широким горлышком (в форме перевернутого усеченого конуса) в объеме 1 чайной ложки. Учим малыша захватывать чашку и опрокидывать ее содежимое себе в ротик. Если просит добавки – наливаем еще. Детки первого года жизни очень быстро теряют интерес к питью. Обычно способность выпить 30-50 граммов за раз появляется только ближе к полутра годам.
Супы пробуем несколькими способами: обмакиваем ложку в бульон и даем для исследования/облизывания крохе; вылавливаем содержимое и помогаем донести ложкой до рта; обучаем прихлебывать из ложечки. При этом ложку держит сам малыш, а мама ему только помогает! Самостоятельно зачерпывать он научится скорее всего тогда, когда освоит самостоятельную ходьбу.
Почему важно поместить кроху к вам на руки, а не на отдельное место?
Во-первых, в адаптационный период важна доступность грудного молока, ведь именно оно помогает полноценно усвоить новую еду. В любой момент кроха может попросить грудь!
Во-вторых, мама полностью контролирует пищевое поведение ребенка: вытирает, помогает, дает новые порции, обучает технике приема пищи и т.п.
В-третьих, у малыша есть хорошая возможность вести наблюдение за тем, как умеет есть мама, и обучаться этому через подражание.
В-четвертых, маленький человечек чувствует собственную сопричастность общей трапезе! Он – как «большой», сидит за взрослым столом, участвует в беседе, старается есть как взрослые. Есть на ручках у мамы – очень сильный стимул в поддержании пищевого интереса.
На втором, энергетическом, этапе введения прикорма малыш совершенствует навыки правильного поведения за столом, учится самостоятельно захватывать пищу ложкой, пользоваться по назначению тарелкой. Можно даже показать ему удобство использования вилки – нет ничего увлекательней для деток, чем по-охотничьи проткнуть макаронину или кусочек запеканки и отправить «добычу» за щеку!
На этом этапе у крохи появляется отдельное место за столом. Признаки готовности к получению этой привилегии:
малыш освоился в обращении с собственной тарелкой, ложкой, вилкой и чашкой;
не скидывает со стола столовые предметы;
не переворачивает тарелки и чашки;
не выплевывает еду;
научился есть более-менее аккуратно ложкой, не размазывая вокруг ее содержимое.
Обычно это происходит ближе к первому дню рождения малыша. До этого он должен научиться есть как взрослый, сидя у мамы на коленях!
Для деток старше года характерна неусидчивость: посидели пять минут, поели, потеряли интерес к еде, убежали по своим делам. А через несколько минут снова вернулись и просят есть! Можно дать прямо из вашей ложки. Можно заново усадить за стол. Но бороться с этим бессмысленно – надо просто принять эту возрастную особенность, которая при правильном отношении мамы скоро пройдет. Единственное, чего нельзя позволять – это выходить с куском еды из кухни. Со временем ребенок все равно переймет те правила поведения за столом, которые приняты в семье. Ну согласитесь, ждать полчаса, пока мама с папой неспеша поделятся всеми новостями дня – невыносимо скучно для активных непосед.
На этапе переходного питания малыш, как уже было сказано выше, ест полностью как взрослые. Самостоятельно. Аккуратно. С большим аппетитом! Единственное отличие – он по-прежнему не в силах выдержать длительные трапезы. Его норма – 10-15 минут.
Желаем успеха!